Учителя обрушились на единую концепцию для учебников истории

Проект Историко-культурного стандарта (документ опубликован 1 июля на сайте Минобрнауки), на основе которого будет разработан единый школьный учебник по истории России, вызывает шквал критики.

На «круглом столе» в Госдуме в понедельник эксперты-историки заявили, что концепция содержит множество «нестыковок и подводных камней», устранить которые за июль и август, в пору отпусков, как предлагает министерство, «практически невозможно». Сами учителя, чьим мнением интересуется пресса, тоже недовольны: новый стандарт лишь «еще больше забюрократизирует процесс обучения», опасаются они.

Напомним, создать учебники по истории в рамках единой концепции распорядился в феврале президент Владимир Путин. Все предложения должны быть внесены до 1 ноября. При этом он потребовал, чтобы новые материалы были написаны «хорошим русским языком» и не имели «внутренних противоречий и двойных толкований».

Однако именно противоречия увидели в предлагаемом стандарте учителя. «Это никакой не стандарт, а очередная унылая программа, каких десяток, а может и три десятка, и она отвратно сделана», — поделился мнением с «Коммерсантом» учитель истории московской гимназии 1543 Леонид Кацва. По этому стандарту «можно написать тексты, которые окажутся прямо противоположны друг другу», считает он.

Активист независимого профсоюза «Учитель» Алексей Кондрашов отметил, что с введением нового стандарта «учитель может лишиться определенной свободы, потому что ему станут навязывать конкретные учебники». Процесс обучения будет еще сильнее забюрократизирован, прогнозирует он.

Разработку новых учебников по истории России координирует рабочая группа во главе с председателем Российского исторического общества, спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным. Его замами являются глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и министр культуры, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Научный руководитель группы — директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.

Чубарьян называет стандарт лишь «хронологическим каркасом, включающим перечень дат, событий, персонажей, которые должны присутствовать во всех учебниках, будь их один или несколько». Однако в него внесены положения, которые могут устроить людей самых различных политических установок — демократов, коммунистов, патриотов и т.д. Как пишет «Коммерсант», по итогам дискуссии станет ясно, к чьему мнению в наибольшей степени прислушались те, кто положит на стол Путину окончательный документ.

Положения стандарта: «духовные патриоты великой страны»:

Приведем некоторые положения Историко-культурного стандарта:
— «проблемы духовной и культурной жизни России» будут освещаться гораздо больше, чем было до сих пор;
— в контексте истории России предлагается преподавать историю ее регионов, с акцентом на многонациональном и многоконфессиональном составе населения;
— материалы в учебнике должны быть изложены таким образом, чтобы воспитывать у школьников патриотизм, чувство гордости за свою страну и «нормальную» гражданскую активность;
— «опорным пунктом учебника» должен стать тезис: «мы граждане великой страны с великим прошлым»;
— «история религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника».

В документе представлен и примерный учебный план, охватывающий историю от Древней Руси до «становления новой России» вплоть до 2012 года. Ранее, напомним, пресса возмутилась, узнав, что в едином учебнике школьникам расскажут об ошибках всех правителей, кроме Путина.

Если судить по тексту концепции, разработчики действительно попытались избежать столь щекотливой темы, как оценка деятельности Путина. О периоде после 2000 года в примерном плане значится следующее: «Реформы 2000-х годов и усиление роли государства. Проблемы формирования гражданского общества. Новые векторы внешней политики».

А вот что, для сравнения, сказано о периоде, который предшествовал приходу Путина на высший государственный пост: «В результате победы Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 года в России произошла кардинальная смена политической системы. Принятие в декабре 1993 года новой Конституции Российской Федерации. В 1998 года экономику потряс глубокий экономический кризис. К концу 1990-х годов страна начала терять управляемость. Кризис центральной власти усугублялся неудачами в экономике, правительственной чехардой, коррупционными скандалами, войной в Чечне. На этом фоне росло общественное недовольство и сепаратистские настроения в регионах. На карту была поставлена целостность государства. В этих условиях президент Б.Н. Ельцин подал в отставку и, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр В.В. Путин».

Раздел «События и даты» также отражает максимальный «нейтралитет» в отношении «путинского» периода истории:
2000 год — вступление в должность Президента РФ В.В. Путина
2000 — создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, создание Государственного Совета РФ
2000 — утверждение новой концепции внешней политики РФ
2003 — выборы в Государственную Думу
2004 — избрание В.В. Путина Президентом РФ на второй срок
2005 — закон о выборах в Госдуму по партийным спискам
2005 — закон о новом порядке избрания губернаторов
2005 — провозглашение приоритетных национальных проектов, начало их реализации (2006 год)
2006 — Иракский кризис, обострение отношений России и США
<…>
2012 — избрание В.В. Путина Президентом РФ
2012 — формирование правительства Д.А. Медведева. «Открытое правительство».

Вот еще примечательный момент. Первый же пункт Историко-культурного стандарта предлагает «наряду с большим вниманием к политической истории уделить особое место личности в истории». Однако, помимо «изучения биографий выдающихся людей», некоторые «социальные и политические процессы» предлагается показывать «и сквозь судьбы «рядовых граждан». «Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки», полагают авторы документа.

Такой подход как раз нашел отражение в проекте учебного плана на новейший период: «Повседневная жизнь россиян в 1991-2012 годов. Новые технологии и их влияние на быт (мобильная связь, компьютеризация и проч.). Образование, наука и культура в условиях реформ. Бедные и богатые. Кризис науки и образования. Падение престижа интеллектуальных профессий. Тенденции деиндустриализации и зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Проблемы внедрения наукоемких технологий и попытки их решения».

Один из участников «круглого стола» в Госдуме, доцент Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (Санкт-Петербург), создатель учебников Сергей Рудник, назвал «весьма случайным и субъективным перечень персоналий». Так, в современную историю вошли Сергей Мавроди и Борис Березовский, но выпали многие другие, отметил он. «Среди полководцев есть И.Ф. Паскевич, но нет А.П. Ермолова, Н.Н. Раевского и других героев Отечественной войны 1812 года», — добавил специалист, которого цитирует ИТАР-ТАСС.

Российские и немецкие ученые подготовили учебник истории

Между тем в самое ближайшее время может появиться первый учебник истории, подготовленный совместно немецкими и российскими учеными, рассказал на прошлой неделе «Российской газете» академик Александр Чубарьян. Он, напомним, является научным руководителем рабочей группы по подготовке концепции для учебников истории РФ.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.